Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.
Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями. Для одного - это смена места жительства, вида деятельности, для другого – болезнь близкого человека или своя собственная, развод, уход из жизни близких людей. Так было всегда. Трудная жизненная ситуация может возникнуть в жизни детей, подростков, целых семей. Для подростков это:
-нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;
-злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения
-сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;
-появление сверхкритичности к себе;
-разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;
-нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней,
-частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
-несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
-увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее,
-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
-нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
-погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо,
-отсутствие планов на будущее,
-внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
Группа риска:
-страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
-из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
-из семей, в которых были случаи суицидов, потеря близкого человека,
-подростки из семей с низким доходом: эмоциональные переживания собственной материальной неполноценности (стыд, чувство беспомощности, гнев на родителей, агрессия на сверстников); беспокойство за собственное будущее (страхи, тревога, доходящие до уровня неврозов); трудности в полноценности времяпрепровождения (ограниченные возможности в отдыхе, занятиям по интересам и т.д.); трудности в общении с ровесниками (так или иначе, иерархия по материальному статусу существует), низкий социометрический статус в группе.
-перенесшие травмы головы, в том числе в детстве, и родовые травмы;
-подростки из семей, где присутствует воспитание по типу гиперопеки;
-любой подросток, в силу физиологических и психологических особенностей.
Способы помощи:
- Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
- Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
- Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.
- Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
- Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
- Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
- В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток - это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.
свернуть