СППС

Республиканский центр психологической помощи

развернуть

Визитка

развернуть

Борисовец Ольга Ивановна

Борисовец Ольга Ивановна

  • Должность: Социальный педагог
  • Образование: МГПИ им. А.М.Горького
  • Категория: Первая категория
свернуть

График работы педагога социального

развернуть

Кто такой психолог и педагог-социальный?

развернуть

Социально-педагогическая и психологическая служба рада приветствовать вас на сайте государственного учреждения образования «Лучниковская средняя школа».

   Уже больше 20 лет наша школа каждое утро открывает двери своим воспитанникам.

   Для детей школа — это мир общения со сверстниками и педагогами, галерея ежедневных открытий, творческих игр и увлечений, это место, где можно получить знания и базовое образование.

 

     Для нас, педагогов, школа — это не просто работа, а мир, в котором мы живем и каждый понимает стоящие перед ним задачи: подготовить детей к жизни в современном информационном обществе, научить их учиться, воспитать граждан своей страны и просто хороших людей.

Кто поможет ребенку в школе?

Педагог-психолог

Педагог-психолог – специалист, который работает в школьной психологической службе. Изучает личностные особенности каждого учащегося, особенности семейного воспитания. Он помогает решить сложные проблемы, возникающие у людей в отношениях, общении, в совместной деятельности, а также в восприятии и оценке себя.

Педагог-организатор

Педагог-организатор – специалист, который работает с детьми и подростками в школьных и внешкольных учреждениях. Он организует и контролирует деятельность детско-юношеских обществ, организаций, объединений. Педагог-организатор создает условия, при которых дети и подростки раскрывают свои таланты, помогает школьникам интересно проводить свободное время и заботиться о здоровье и безопасности.

Педагог социальный

Работает в твоей школе, в молодежных и детских организациях и объединениях. Он защищает права и интересы детей и молодежи, помогает решать семейные проблемы, поддерживает тебя в трудных жизненных ситуациях. Подсказывает, как найти занятие по душе и проявить таланты, помогает в выборе профессии, трудоустройстве и оздоровлении. К социальному педагогу обращаются дети и подростки, родители и педагоги.

Классный руководитель

Осуществляет в классе воспитательную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентаций учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды. Изучает личностные особенности каждого учащегося, коллектива класса, особенности семейного воспитания.

свернуть

Как понять, что подростку нужна помощь?

развернуть

Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.

Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями. Для одного - это смена места жительства, вида деятельности, для другого – болезнь близкого человека или своя собственная, развод, уход из жизни близких людей. Так было всегда. Трудная жизненная ситуация может возникнуть в жизни детей, подростков, целых семей. Для подростков это:

-нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;

-злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения

-сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;

-появление сверхкритичности к себе;

-разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;

-нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней,

-частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

-несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

-увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее,

-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

-нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

-погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо,

-отсутствие планов на будущее,

-внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.

Группа риска:

-страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

-из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

-из семей, в которых были случаи суицидов, потеря близкого человека,

-подростки из семей с низким доходом: эмоциональные переживания собственной материальной неполноценности (стыд, чувство беспомощности, гнев на родителей, агрессия на сверстников); беспокойство за собственное будущее (страхи, тревога, доходящие до уровня неврозов); трудности в полноценности времяпрепровождения (ограниченные возможности в отдыхе, занятиям по интересам и т.д.); трудности в общении с ровесниками (так или иначе, иерархия по материальному статусу существует), низкий социометрический статус в группе.

-перенесшие травмы головы, в том числе в детстве, и родовые травмы;

-подростки из семей, где присутствует воспитание по типу гиперопеки;

-любой подросток, в силу физиологических и психологических особенностей.

Способы помощи:

  1. Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
  2. Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
  3. Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.
  4. Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
  5. Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
  6. Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
  7. В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток - это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.
свернуть

Домашнее насилие

развернуть

Домашнее насилие или бытовой конфликт?

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени периоды множественных видов насилия. Насилие имеет разные проявления. Выделяют несколько видов насилия в семье:

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т.д.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле, и т. п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами.

В одной и той же ситуации могут проявляться несколько видов насилия одновременно, например, физическое (нанесение побоев), психологическое (оскорбления и угрозы), экономическое (лишение финансовых средств).

Ввиду сложившихся заблуждений, причинение насилия может считаться нормой. Вспомним бытующую поговорку «Бьет – значит любит». Насилие может проявляться и во внешне благополучных семьях, поэтому важно прекратить замкнутый круг.

О выходе из насильственных отношений

Помните, агрессоры в состоянии контролировать свое поведение - они делают это все время:

  • Агрессоры выбирают в отношении кого применять насилие. Они не оскорбляют, не угрожают или нападают на всех, кто расстраивает их. Как правило, они применяют насилие в отношении близких им людей, тех, кого по их утверждению, они любят.
  • Агрессоры тщательно выбирают, когда и где применять насилие. Они контролируют себя, пока вокруг есть люди, которые могут увидеть их насильственное поведение. Они могут вести себя, как ни в чем не бывало в общественных местах, но применяют насилие, как только остаются наедине со своей жертвой.
  • Агрессоры в состоянии прекратить свое насильственное поведение, когда они видят, что это может принести для них выгоду. Большинство агрессоров на самом деле в состоянии прекратить насильственное поведение, когда это может затронуть их интересы (например, когда приезжает милиция).
  • Агрессоры чаще всего применяют насилие таким образом, чтобы не было видимых следов. Вместо того чтобы действовать в порыве ярости, многие агрессоры, которые применяют физическое насилие, тщательно направляют свои пинки и удары в те места, где не будет видно синяков.

 

А как выглядит семья без насилия?

 

Вот правила, по которым строятся здоровые отношения с близкими в семье без насилия:

  1. Проблемы признаются и решаются.
  2. Поощряются свободы: свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества. 3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся. 4.    Члены семьи могут удовлетворять свои собственные потребности. 5.    Родители делают то, что говорят. 6.    Ролевые функции выбираются, а не навязываются. 7.    В семье есть место развлечениям. 8.    Ошибки прощаются, на них учатся. 9.    Семейная система существует для индивида, а не наоборот. 10.  Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.

 

Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!».

свернуть

Вниманию родителей

развернуть

Рекомендации для родителей, чьи дети  подверглись моральному унижению со стороны взрослых или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

  1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
  3. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  4. Помогите определить основную трудность, проблему.
  5. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
  6. Способствуйте повышению самооценки.
  7. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
  8. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
  9. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
  10. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
  11. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
  12. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.
 
свернуть