Профильное обучение

Профильный класс аграрной направленности

развернуть

 С 2023/ 2024 учебного года в государственном учреждении образования открыт профильный класс аграрной направленности. Учащиеся 10 класса ориентированы на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий. Наша школа сотрудничает с ГУО "Белорусскийгосударственныйаграрныйтехническийуниверситет".

Правила зачисления и обучения в аграрном классе

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности. Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

свернуть

УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫЕ АГРАРНЫЕ КЛАССЫ

развернуть

УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫЕ АГРАРНЫЕ КЛАССЫ

В Республике Беларусь создана система непрерывного аграрного образования, важным звеном которой являются профильные классы аграрной направленности.                           

Постановлением совместного заседания коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь от 20 декабря 2017 года № 17.9/39 в целях кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций квалифицированными кадрами, необходимости повышения престижа сельскохозяйственных профессий у молодежи, принято решение о создании с 1 сентября 2018 года профильных классов аграрной направленности в учреждениях общего среднего образования путем проведения факультативных занятий в 10-11 классах «Введение в аграрные профессии».                                                                                                        

Программа факультативных занятий «Введение в аграрные профессии» составлена в соответствии с целями и задачами развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

В 2021/2022 учебном году на базе нашего учреждения образования открыт класс аграрной направленности.                                

Учащимся предоставлена возможность углубленно изучать учебные предметы «Химия», «Биология», а также посещать факультативное занятие «Введение в аграрные профессии». Особенностью этих занятий является их ориентированность на осознанный выбор профессий сельскохозяйственного профиля, формирование представления о будущей трудовой деятельности.                 

Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 30 от 06.07.2020 определен перечень сельскохозяйственных специальностей, на которые выпускники аграрных классов зачисляются без вступительных испытаний при условии целевой подготовки.

Условия зачисления в профильные аграрные классы

Для зачисления в  профильный класс аграрной направленности учащимся необходимо иметь отметки по профильным учебным предметам не ниже 6 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов. Учащимся класса предоставлена возможность углубленно изучать биологию, химию, а также посещать факультативные занятия «Введение в аграрные профессии». Особенностью этих занятий является их ориентированность на осознанный выбор профессий сельскохозяйственного профиля, формирование представления о будущей трудовой деятельности.                                               Учащиеся аграрных классов получают знания в области сельского хозяйства, что позволит лучше понимать сельскохозяйственные профессии и их сложность; смогут увереннее планировать своё профессиональное будущее, а значит, точнее оценивать перспективы трудоустройства и работы в аграрной сфере. Кроме того, при поступлении в сельскохозяйственные учебные заведения у выпускников аграрного класса будут такие же привилегии, что и у выпускников педагогического класса, – зачисление по итогам собеседования, без вступительных испытаний и результатов ЦТ. Педагоги уверены, что учащиеся аграрных классов сделают правильный выбор, потому что от этого зависит не только их будущее, но и будущее сельского хозяйства страны в целом.

свернуть

Условия поступления для выпускников агроклассов

развернуть

Профильные классы аграрной направленности

развернуть

Профильные классы аграрной направленности

Профильный класс аграрной направленности – это…

  • ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий;
  • изучение учащимися 10 – 11  классов двух учебных предметов на повышенном уровне;
  • освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58) (всего 140 ч) на протяжении обучения в 10-11 классах

Содержание программы курса структурировано в два блока:

 Блок 1. «Введение  в аграрное производство» (10 класс) состоит из  4 модулей:

  • «Мир сельскохозяйственных растений и животных»;
  • «Химический состав и кислотно-основной гомеостаз живых организмов. Постоянство сред. Минеральный обмен»;
  • «Физика в сельском хозяйстве»;
  • «Современные направления и методы в селекции и биотехнологии сельскохозяйственных растений и животных».

Блок 2. «Основы аграрного производства» (11 класс) включает в себя 4 модуля:

  • «Живые организмы и окружающая среда»;
  • «Технология получения сельскохозяйственной продукции»;
  • «Техническое и энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства»;
  • «Агрогородки. Сельский быт. Выдающиеся люди села».
  1. проведение практических занятий, семинаров, экскурсий, выездных занятий в передовые организации (предприятия) АПК с целью закрепления полученных знаний на практике и знакомства с организацией аграрного производства;
  2. нестандартные формы занятий – дискуссии, деловые игры, творческие задания, проекты и др.;
  3. посещение аграрных УВО с целью знакомства с материально-технической базой и условиями проживания и обучения студентов.

Нормативно правовые документы, которые регулируют вопросы организации и функционирования классов (групп) аграрной направленности

 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2021 № 02-01-18/5177/дс «О функционировании профильных классов профессиональной направленности»

Указ Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ад 27.01.2022 № 23 "Аб правілах прыёму асоб для атрымання вышэйшай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі"

 Информация о приеме в профильные классы (группы аграрной направленности)

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (пункт 43-1 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.

 В учреждении образования налажено сотрудничество в рамках функционирования классов аграрной направленности с хозяйством ООО “Запольское”.

 Сотрудничество организовано и с высшими учреждениями образования:

  • УО “Белорусский государственный аграрный технический университет”,
  • УО “Гродненский государственный аграрный университет”.

 В настоящее время специалистов-аграриев по всему спектру востребованных специальностей в основном готовят с высшим образованием – четыре вуза Республики Беларусь: Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (г. Горки); Белорусском государственном аграрном техническом университете (г. Минск); Гродненском государственном аграрном университете (г. Гродно) и Витебской государственной академии ветеринарной медицины (г. Витебск), со средним специальным – 27 колледжей.

 

В текущем году на 2 дня увеличены сроки приема документов в аграрные вузы на сельскохозяйственные специальности. Так, для обучения в дневной форме за счет средств республиканского бюджета, прием на сельскохозяйственные специальности осуществляется с 20 по 28 июля, на несельскохозяйственные – с 20 по 26 июля.

Для обучения на платной основе прием документов со сдачей вступительных экзаменов в вузе на сельскохозяйственные специальности осуществляется с 20 по 28 июля, без сдачи экзаменов на сельскохозяйственные специальности – с 20 июля по 10 августа, на несельскохозяйственные специальности – с 20 июля по 9 августа.

Вступительные испытания по профильным предметам будут проводиться с 29 июля по 4 августа, зачисление в вузы для обучения за счет средств бюджета – по 5 августа, на платной основе – по 11 августа.

Что касается вступительных испытаний, то абитуриенты, поступающие после окончания средней школы на сельскохозяйственные специальностям, могут предоставлять 2 сертификата ЦТ, при этом оценки по профильным предметам должны быть не ниже 7. Если результаты тестирования абитуриента не устраивают, или он не участвовал в тестировании и не имеет соответствующих сертификатов, то он может сдать два вступительных экзамена в самом вузе.

Лицам, поступающим на несельскохозяйственные специальности, необходимо предоставить в приемные комиссии вузов три сертификата ЦТ не ниже 20 баллов по первому предмету профильных испытаний, 10 – по второму (15 баллов только по иностранным языкам) и 10 баллов по белорусскому или русскому языку.

Есть определенные преференции и для ребят, желающих поступать на сельскохозяйственные специальности в аграрные колледжи. Зачисление в колледжи на сельскохозяйственные специальности очной формы обучения за счет средств бюджета после 9 и после 11 классов осуществляется по конкурсу среднего балла документа об образовании.

Вступительная кампания в колледжи пройдет с 20 июля по 18 августа.

Прием документов от абитуриентов, поступающих в колледжи на основе общего среднего образования (11 классов) и профессионально-технического с общим средним образованием осуществляется: за счет средств бюджета – с 20 июля по 12 августа; на платной основе – с 20 июля по 18 августа.

Абитуриенты, поступающие после 9 классов, смогут подать документы в колледжи с 20 июля по 3 августа для обучения за счет средств бюджета и с 20 июля по 14 августа – на платной основе.

Выпускники профильных классов аграрной направленности, имеющие в документе об образовании отметки не ниже 7 баллов по предметам профильных испытаний и заключившие целевой договор, зачисляются в вуз без вступительных экзаменов, по собеседованию. Подать документы и пройти собеседование они могли в период с 20 по 22 июля.

Хочется обратить внимание выпускников школ и их родителей, что целевые договоры могут быть заключены с сельскохозяйственными организациями, управлениями сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов или комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов.

Целевая подготовка дает возможность абитуриентам самим выбрать место будущей работы, поступать по отдельному конкурсу, который, как правило, значительно меньше общего; получать доплаты к основной стипендии в период обучения от организации, заключившей с ним договор; проходить производственные практики по месту будущей работы, что в дальнейшем позволяет быстрее адаптироваться к коллективу и месту работы.

У ребят еще есть возможность обратиться в вышеуказанные организации для заключения целевых договоров. Каждый молодой человек может сам определиться и предложить себя сельскохозяйственной организации для заключения с ним целевого договора на обучение в вузе или колледже по выбранной специальности с последующим прибытием на работу в это же хозяйство.

 

 

свернуть

Что такое профильное обучение?

развернуть

Профильное обучение

Проблема профильной дифференциации обучения является одной из ключевых в контексте развития современных образовательных систем.

Совершенствование образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования связано с построением содержания образования на основе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать как интересы и способности обучающихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной и творческой личности.

Шпаргалка для родителей «Что такое профильное обучение?»

Профильное обучение позволяет наряду с получением учащимися общего среднего образования (базовый уровень) обеспечить изучение некоторых учебных предметов на повышенном уровне. Цель профильного обучения – создание условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Что такое базовый уровень изучения учебного предмета?

Базовый уровень изучения учебного предмета – это тот обязательный минимум содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося, общей культуры, мировоззрения, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.

Что такое повышенный  уровень изучения учебного предмета?

Повышенный уровень изучения учебного предмета ориентирован на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения.

Что такое допрофильная подготовка?

Допрофильная подготовка осуществляется в V – IX классах. Это система мер позволяющих учащемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности и направления профильного обучения.

В каких классах будет введено профильное обучение?

Профильное обучение осуществляется только в X-XI классах.

Чем отличается учебный процесс в профильных и обычных классах?

Профильное обучение сочетает в себе изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий – в основном в шестой школьный день.

Во всех ли учреждениях образования будут открыты профильные классы?

Профильные классы могут быть открыты только в тех учреждениях образования, в которых соблюдены все необходимые условия для обеспечения качественного функционирования профильных классов.

Какие условия необходимы для открытия профильного класса?

  1. Заявления законных представителей учащихся (родителей) с просьбой о зачислении в профильный класс в количестве необходимом для открытия класса (группы);
  2. Наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
  • педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
  • современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
  • наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др.;
  1. Организационные возможности учреждения образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов, режим работы учреждения образования, сменность занятий и др.);
  2. Наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.

Что будет с учащимися X, XI классов, не попавшими либо не изъявившими желание обучаться в профильных классах?

Таким учащимся будет предоставлена возможность изучать все учебные предметы на базовом уровне.

Все ли дети смогут обучаться в профильных классах?

Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе. Для зачисления в X профильный класс необходимо иметь отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 7. Без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Что такое профильные классы профессиональной направленности?

С целью развития у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью в учреждениях образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).

свернуть

Информация о разных профильных классах

развернуть

Профильное обучение

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Профильные классы аграрной направленности

Ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности. Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

Профильные классы железнодорожной направленности

Ориентация на получение специальностей железнодорожного транспорта. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах»)

На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Физика», «Математика». Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в профессии железнодорожного транспорта» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13.01.2023 № 11).

Профильные классы инженерной направленности

Ориентация на получение инженерных специальностей. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в 6 учреждения высшего образования для подготовки инженерных кадров: «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология».

Профильные классы педагогической направленности

Ориентация на получение педагогических специальностей. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне могут изучаться любые учебные предметы в рамках типового учебного плана общего среднего образования. Как правило, это те учебные предметы, учителем которого планируется стать в будущем. Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» (утверждена 4 постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27).

Профильные классы военно-патриотической направленности

Ориентация на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего образования для подготовки специалистов в интересах государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь: математика и физика; математика и история Беларуси; химия и биология; химия и математика; обществоведение и иностранный язык; география и математика; иностранный язык и математика; физическая культура и биология. Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Готовы Родине служить!» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2020 № 129) или «Юный пограничник» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2020 № 190). В сентябре с учащимися X профильных классов военно-патриотической направленности проводится психолого-педагогическое собеседование в целях составления индивидуальных программ их психолого-педагогического сопровождения. В целях ознакомления с профессиями, связанными с обеспечением национальной безопасности государства, осуществления предпрофильной подготовки учащиеся УОСО имеют возможность посещать факультативные занятия «Школа юных защитников Отечества». Учебная программа данного факультативного занятия утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121.

Профильные классы спортивно-педагогической направленности

Ориентация на получение спортивно-педагогических специальностей. Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах). На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Биология», «Физическая культура и здоровье». Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в спортивнопедагогические профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121). В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

свернуть

Допрофильная подготовка и профильное обучение как основа профессионального самоопределения учащихся

развернуть

Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.

Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

Допрофильная подготовка – это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. Ее цель в определенной степени противоположна цели профильного обучения – не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической и информационной деятельности по сопровождению учащихся.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовлены к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Приоритетными задачами здесь являются:

  • выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;
  • оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;
  • развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;
  • оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и родителям учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;
  • отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;
  • формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:

  1. развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и современном рынке труда;
  2. приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
  3. обеспечение успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.

Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом и условиями принятия профессионального решения; с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение дней открытых дверей и др.

Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.

Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:

  • способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
  • оказывает помощь обучающемуся в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея опережающего профконсультирования, то есть с учетом не только того, что есть сейчас, но и возможных будущих изменений в обществе;
  • развивает способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, адаптироваться в реальном мире, совершать верный профессиональный и жизненный выбор, способствует формированию так называемого действенного социального оптимизма, т.е. стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации.

Целесообразно, начиная с VII класса, проводить с учащимися системную профориентационную работу, которая окажет им помощь в профессиональном и личностном самоопределении. Ведущую роль в профориентационной подготовке учащихся играет психологическая служба учреждения общего среднего образования. Данный подход основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профиля обучения учащимся во многом определяются особенностями социально-психологического развития личности ребенка.

Психологическое сопровождение учащихся в ходе допрофильной подготовки включает: проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе ими дальнейшей сферы деятельности; обработку и анализ результатов психодиагностики; осуществление «обратной связи» на основе анализов результатов диагностики, составление и реализацию индивидуальных коррекционных программ (при необходимости); выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.

Неотъемлемая составляющая допрофильной подготовки – организация и проведение факультативных занятий, которые предназначены для расширения общего кругозора учащихся, формирования их личностных качеств, развития творческого потенциала и направлены на удовлетворение запросов и интересов обучающихся.

Логическим продолжением допрофильной подготовки учащихся является профильное обучение.

Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавая возможности для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. Оно создает предпосылки для реализации личностно ориентированного образовательного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.

В процессе профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения; социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.

Качество профильного обучения учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.

Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, а также профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной жизнедеятельности.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:

  • осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей, учащихся III ступени общего среднего образования;
  • реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления учащимся возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;
  • расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;
  • формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;
  • повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.

В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:

  1. следовать за естественным развитием личности учащегося;
  2. обеспечивать условия для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой;
  3. обеспечивать в рамках объективно данной учащемуся социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Особенность профильного обучения такова, что оно предполагает наличие широкого спектра индивидуальных образовательных программ для более полного удовлетворения интересов, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать возможности не только данного учреждения общего среднего образования, но и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к данной работе специалистов разных профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для профильной школы.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения профильного обучения являются:

  • психологическая диагностика учащихся, направленная, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; она определяет характер ожиданий учащимися помощи специалистов и их поддержки в профессиональном самоопределении;
  • консультационная работа с педагогами и родителями, которая призвана оказать им содействие в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей в их профессиональном определении, скорректировать субъект – субъективные отношения в процессе решения учащимися вопросов выбора;
  • методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей, методической службы, опытных коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;
  • профилактическая работа, осуществляемая педагогом-психологом и педагогом социальным и направленная, прежде всего, на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;
  • коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;
  • аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения ориентирован на становление уникальности личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность и мультидисциплинарность, позволящие осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (учителя, педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя, воспитателя и др.).

Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей страны.

В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

  • владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;
  • разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной подготовки учащихся;
  • осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;
  • проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности;
  • определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;
  • оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
  • использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета;
  • осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально значимых личностных качеств;
  • осуществляет мониторинг личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);
  • содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;
  • развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности в освоении содержания предмета на повышенном уровне.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, законных представителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и охватывает всех субъектов образовательных отношений.

Работая с классным коллективом и каждым учащимся, классный руководитель:

  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;
  • выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
  • оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;
  • устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;
  • проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;
  • формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития познавательных интересов и нравственных ценностей);
  • развивает у обучающихся навыки общения;
  • проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона, выставок; тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);
  • содействует получению учащимися дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;
  • осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;
  • проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;
  • ведет карту личностного развития учащихся.

Работа классного руководителя с педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:

  • проведение индивидуальных консультаций с педагогами по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов;
  • оказание педагогам помощи в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;
  • вовлечение педагогов в проведение совместных внеучебных тематических мероприятий.

Работа с родителями учащихся направлена на:

  • организацию родительского лектория;
  • проведение тематических классных родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы особенностей организации допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и семьи в выборе ребенком профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;
  • налаживание и поддержание связи семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях;
  • организацию и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и их родителями;
  • привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;
  • осуществление индивидуального консультирования родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов.
свернуть

Нормативное правовое обеспечение профильного обучения

развернуть

Нормативное правовое обеспечение профильного обучения

свернуть